ЗАО "ПиРо". Проектирование, изготовление, разработка оборудованияЗАО "ПиРо". Проектирование, изготовление, разработка оборудованияЗАО "ПиРо". Проектирование, изготовление, разработка оборудованияЗАО "ПиРо". Проектирование, изготовление, разработка оборудованияЗАО "ПиРо". Проектирование, изготовление, разработка оборудованияЗАО "ПиРо". Проектирование, изготовление, разработка оборудования

О компании
Поставляемая продукция
Выполненные работы и проекты
Отзывы наших заказчиков
Статьи
Наши координаты
На главную страницуe-Mail

Статьи 

Результаты реконструкции колонны стабилизации К-8 установок АВТ-6 и АТ-6

О.Н. Кашин, В.П. Гошкин, Л.А. Пильч (ООО "КИНЕФ", ЗАО "ПИРО")

Установки АВТ-6 и АТ-6 ООО ПО "Кириши­нефтеоргсинтез"включают в себя блоки стабилизации и вторичной ректификации бензинов (ВРБ), на которых получают фракции, используемые в дальнейшем в качестве сырья на установках изомеризации, риформинга, получения ароматики, газофракционирования и т.д.

Необходимость повышения качества указанных фракций потребовала от специалистов завода обследования, анализа, модернизации блоков стабилизации бензина и ВРБ.

В настоящем сообщении представлены результаты обследования и модернизации колонны стабилизации К-8 установок АВТ-6 и АТ-6(рис. 1 и рис. 2).

Рис. 1. Блок стабилизации установки АВТ-6:

1 — колонна стабилизации К-8;
2 — колонна К-3;
3 — колонна К-5

Существующие колонны К-8 были оборудованы 40-клапанными прямоточными тарелками с круглыми клапанами, из них 20 тарелок двухпоточных диаметром 2,8 м (установка АВТ-6), 20 тарелок двухпоточных диаметром 2,6 м (установка АТ-6) и 20 тарелок четырехпоточных диаметром 3,6 м (установка АВТ-6 и АТ-6).

Рис. 2. Блок стабилизации установки АТ-6:

1 — колонна стабилизации К-8;
2 — колонна К-3;
3 — колонна К-5

Проведенное в 1997 г. обследование колонн-стабилизаторов показало, что содержание углеводородов С6 в пропан-бутановой фракции (ПБФ), отбираемой с верха
К-8, составило >2%. При этом с ПБФ терялось большое количество пентанов,которые составляют значительную часть фр. Н.К.-62 и Н.К.-85, что снижает их отбор от потенциала.

Кроме того, повышенное содержание в ПВФ углеводородов С6 значительно увеличивало нагрузку на ГФУ, где в дальнейшем перерабатывали ПБФ. Несмотря на высокое содержание углеводородов С6в ПБФ, концентрация н-бутанов в стабильном бензине была довольно высокой и составляла 0,7-0,8%, что значительно снижало температуру начала кипения фр. н.к.-62 и н.к.-85 и требовало повышенных флегмовых и паровых чисел в колоннахблока ВРБ для получения фр. н.к.-62 и н.к.-85, однако, и в этом случае до 8-10% фр. н.к.-62 терялось во фр. 62-105°С. Разработка рекомендаций по модернизации стабилизаторов К-8 с целью снижения содержания С6 в ПБФ и С4 в стабильном бензине была поручена ЗАО "ПИРО", где была проведена работа по моделированию существующих режимов работы колонн-стабилизаторов К-8 и проанализировано влияние различных параметров их работы на эффективность погоноразделения.

На рис. 3 показана зависимость содержания н-бутана в стабильном бензине от числа теоретических тарелок (эффективность их работы) в исчерпывающей части колонны. Данные для графика получены, исходя из постоянного количества орошения, постоянной температуры куба колонны и температуры сырья на входе в колонну.

Рис. 3. Влияние числа теоретических тарелок в исчерпывающей части стабилизатора на содержание н-бутана

Из анализа графика следует, что если принять содержание углеводородов С4 в стабильном бензине на уровне 0,6%, то КПД тарелок в исчерпывающей части колонны составляет не более 0,3, т.е. 20 практических тарелок работали как 6 т.т. Такой низкий КПД можно объяснить физическим и моральным износом тарелок (срок службы более 20 лет), а так же тем фактом, что паровые и жидкостные нагрузки для тарелок лежали вне области их эффективной работы (по результатам гидравлического расчета).

Таким образом, для более качественной работы колонны-стабилизатора (содержание н-бутана менее 0,3%) необходимо обеспечить в исчерпывающей части колонны хотя бы 10 т.т., то есть при 20 реальных тарелках необходимо, чтобы их КПД был не менее 0,5.

На рис. 4 показана зависимость содержания углеводородов С6 и выше в ПБФ от числа теоретических тарелок в укрепляющей части колонны. График построен при фиксированном расходе орошения, температуре сырья, нагрузке на горячую струю.

Рис. 4. Влияние числа теоретических тарелок в укрепляющей части стабилизатора на содержание углеводородов С6в ПБФ

Полученные данные позволяют судить о том, что при работе стабилизатора до реконструкции, когда содержание углеводородов С6 в ПБФ поддерживалось науровне 2%, КПД тарелок в укрепляющей части колонны находился на уровне 0,3, т.е. они работали крайне неэффективно. Для снижения содержания С6,в ПБФ хотя бы до уровня 0,4% необходимо, чтобы при 20 реальных тарелках их КПД был не менее 0,5 (см. рис. 4).

На основании проведенного анализа в ЗАО"ПИРО" был разработан проект модернизации внутренних устройств колонн К-8, осуществлена их поставка и шеф-монтаж. Суть проекта заключалась в полной замене существующих тарелок (включая опорные, приварные элементы, переливы и т.д.) на клапанные трапециевидные с оптимально выбранным живым сечением для прохода паров и жидкости по высоте колонны. Последнее условие является очень важным, так как обеспечивает работу тарелок в области эффективных нагрузок,т.е. с высоким КПД (не ниже 0,5). Проект модернизации разрабатывался с учетом максимальной нагрузки по бензину 250 м3/ч и минимальной 120 м3/ч.

После реконструкции стабилизаторов установок АТ-6, АВТ-6 наблюдались следующие изменения в работе данных колонн. Стало возможноменять содержание пентанов в ПБФ от 4,6 до 30,8% в зависимости от требовании к качеству и выводить их с ПБФ или с фр. н.к.-62°С.

До реконструкции содержание компонентов С6 и выше в ПБФ достигало 4%. После реконструкции углеводороды С6 отсутствуют и в отгоне. Одновременно увеличилось количество фр. н.к.-62, выводимой с верха К-3 до 16,4-17%, вместо 12,8-14% до реконструкции. Качество сырья и стабильного бензина колонны стабилизации К-8 до и после реконструкции приведено в таблице.

После реконструкции помимо увеличения отбора фр.н.к.-62°С, отмечено повышение температуры начала кипения данный фракции с 29-32°С до 36-38°С. Как видно из таблицы, данное изменение фракционного состава объясняется пяти-шестикратным снижением содержания бутанов в стабильном бензине.

Данные обследования подтвердили высокую эффективность погоноразделения конструкций внутренних устройств стабилизатора, разработанных ЗАО "ПИРО". КПД установленных тарелок составляет не менее 0,6-0,75.

Реконструкция колони-стабилизаторов обеспечила увеличение выхода фр. н.к.-62°С с заметным улучшением качества данного продукта, повысилась управляемость колонны, появилась возможность в широком диапазоне регулировать качество получаемых продуктов.

Окупаемость от замены внутренних устройств в стабилизаторе составила ~0,7 года.

Состав сырья и стабильного бензина колонны-стабилизатора К-8

Наименование До реконструкции После реконструкции
Компонентный состав сырья, % масс.:

17.03.99

19.05.99 03.06.99 07.06.99 10.06.99
изо-С4 1,62 1,65 1,64 1,68
н-С4 5,74 5,8 5,9 5,8
изо-С5 4,68 5,01 4,78 4,45
н-С5 6.59 7,02 8,67 6,27
2 , 2 - диметилбутан 0,07 0,06 0,06 0,06
циклопентен 0,61 0,84 0,66 0,66
2,3-диметилбутан 0,44 0,4 0,42 0,38
Компонентный состав стабильного бензина, % масс.:
изо-С4 0,07 0,09 0,01 0,01 0,01
н-С4 0.49 0,62 0,09 0,01 0,08
изо-С5 1,72 1,92 3,25 2,3 1,89
н-С5 3,48 3,79 7,56 5,72 5,49
2,2-диметилбутан 0,007 0,05 0,07 0,08 0,07
циклопентен 0,64 0,59 0,95 0,81 0,81
2 , 3- диметилбутан 0,44 0,4 0,51 0,52 0,45